Профессия диджея это не только веселые вечеринки и благодарные поклонники. В данном случае материальная сторона также важна, как и все остальные составляющие диджеинга: техника, умение себя подать и искусство чувствовать аудиторию. Рано или поздно любой диджей сталкивался с ситуацией, когда после отлично отработанного сета, оказывается, что его доходы с трудом покрывают расходы на дорогу в клуб. Среди владельцев клубов и промоутеров есть немало желающих лишить диджея кровно заработанных, мотивируя это плохим выступлением, неинтересной музыкой, мировым кризисом или даже не мотивируя, а просто исчезая в момент оплаты. Бороться с такими ситуациями можно и нужно. Вопрос только как.
Мы опросили опытных диджеев, которые за свою карьеру уже выработали эффективные способы борьбы с кидаловом. Все как один говорят о 100 %-й предоплате, которая легко помогает избежать материальных неприятностей. Также советуют создать своего рода черный список злостных неплательщиков, куда можно при случае заглянуть, прежде чем соглашаться на предложение выступить от незнакомых людей. Кстати, дополнить данный список можно прямо здесь и сейчас после прочтения материала.
Slava Flash
1. Почему кидают и как этого избежать?
Кидают потому что:
1) хотят этого (заранее спланированная авантюра;
2) не заработали, это при неправильном экономическом расчете или по другим причинам (безграмотность или просто нежелание держать слово);
3) стечение обстоятельств (обычно в этом случае всё заканчивается хорошо, со временем).
Иизбежать этого конечно можно, но даже при моем жизненном опыте могут случаться курьёзы. Просто в каждом случае нужно помнить, что вы на работе и всегда трезво относиться к происходящему вокруг. Иногда даже не стоит исключать шестое чувство. Ккатегории кидал не существует. Это могут быть как простые парни (начинающие промоутеры, например), так и воротилы шоу бизнеса (например, всякие певички и их пособники).
2.Самое большое кидалово в твоей карьере?
К счастью пока бог миловал от самого большого и грандиозного кидалова. У нас, я имею ввиду, у нашего букинга, есть правила, которые максимально защищают артистов от подобных случаев. Тем более вы должны понимать, что мы тоже парни не простые и сами кое-что можем. При этом совесть есть и карма небезразлична.
Виктор Строгонов аka DJ Fashist
1. Почему кидают и как этого избежать?
Я не хочу обсуждать организаторов, которые кидают артистов. Причин много - это и материально-неудачный исход мероприятия - "попадос"... Это бывают и борзые полупокерные директора, которые думают, что "Бога за яйца держат". Пусть будет это на их совести. Во многих наших бедах виноват человек САМ. И в данном случае, артисты сами виноваты в том, что иногда им не выплачивают гонорары. Для того, чтобы подобных проблем не возникало, существуют "райдеры", в которых прописываются условия выступления. Это и технические условия, и бытовые... Отдельный пункт райдера - оплата гонорара. Оплата гонорара происходит или по частичной предоплате или по 100%.
2.Самое большое кидалово в твоей карьере?
Самое большое кидалово было, когда в моём райдере ещё не было пункта, что 100%-я оплата гонорара должна быть ДО начала рекламы. История была с организаторами из одного городка вблизи Одессы. Реклама была очень большая, готовился грандиозный опен-эйр. Но за два дня до мероприятия организатор мне позвонил со словами "пати отменяется" и исчез, отключив все свои телефоны. Мероприятие состоялось. Посетители всю ночь ждали моего выступления и были шокированы моим отсутствием. Самое неприятное - это то, что в интернете потом появилась инфа, что это якобы я не приехал - типа мне что-то не понравилось и я "включил звезду"... А я в этот момент сидел дома "на чемоданах" и ждал звонка. Денег ни в коем мере не жалко - жалко, что людям не подарили праздник. После этого случая я изменил мой райдер и подобных проблем больше не возникает. А этого "умника" я обязательно найду - жизнь длинная.
DJ Denis Dynamite, он же Денис Шматов (VIRUS Music)
1. Почему кидают и как этого избежать?
2. Самое большое кидалово в твоей карьере?
Кидают, потому что по-другому зарабатывать не умеют. Меня кинули на 100 долларов году в 2002 или 2003. С тех пор с не внушающих доверия арт-директоров прошу 100% перед сетом.
Это ответ DJ Denis Dynamite…
А вот Денис Шматов (VIRUS Music) хочет сказать о нескольких промоутерах, которые кинули артистов. Это: Борис Белов клуб «Тайм аут» (Днепропетровск), некий Павел (не знаю как фамилия), но он имеет отношение к клубу «Фараон» (Мариуполь). Каждый из них не заплатил суммы около 10 тыс. гривен.
Spartaque
1. Почему кидают и как этого избежать?
Кидают потому что не всегда у промоутеров получается отбить деньги ( в основном). Артист идёт на встречу организаторам, сводясь на их уговоры и обещания, а они после выступления, как правило, очень быстро забывают, что если с вами по человечески то и вы, будьте добры, сохраняйте те же качества... Хотя практика показывает, что есть люди, которым выражение «профессиональная этика» чуждо и незнакомо. Избежать просто - у незнакомых людей брать 100% предоплату.
Anna Lee
1) Почему кидают и как с этим бороться?
На этот вопрос не так просто ответить, для меня это всё ещё загадка. Почему кидают. Любое действие ведёт за собой последствия. Если человек решил заработать деньги таким образом, то так можно сделать только один раз. Тут же это становится известно многим людям в данной сфере и уже не так просто повторить такое кидалово. А кто-то по неопытности. Почему-то, в последнее время, замечена тенденция – каждый считает, что сможет организовать фест или вечеринку. Не имея изначального капитала, бизнес-плана и опыта в рекламе подобных мероприятий. Не рассчитывают свои силы и в результате – пустые танцполы, и нечем платить артистам.
Ещё 10 лет назад можно было приглашать и не платить человеку за выступление. Это оставалось безнаказанным. И если вы не являлись другом пострадавшего артиста, то вы могли никогда не узнать о случившимся. Теперь всё иначе. Просторы Интернета помогают найти необходимую информацию о клубах, организаторах и не попадаться к разным проходимцам.
Лично я борюсь с этим довольно просто. Работаю только по 100% предоплате гонорара. И никак иначе. К сожалению, наслово уже давно, никому верить нельзя. Райдер и предоплата мои лучшие защитники в работе. Но по такой схеме работают лишь единицы, а молодым ди-джеям клубы просто не заплатят сразу весь гонорар. Соответственно очень большой процент артистов едет на гастроли с надеждой на порядочность организаторов.
На прошлогодней музыкальной конференции я предложила создать в сети информационный ресурс «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК УКРАИНЫ», позволяющий любому артисту войти в базу и в течение нескольких минут получить исчерпывающую информацию о том или ином заведении. База, содержащая сухую информацию о происшествиях в клубах, на фестах и тому подобном. Всё предельно просто. Вы артист, вас кинули на гонорар либо его часть. Либо во время ваших гастролей ещё что-то произошло по отношению к вам со стороны организаторов. Вернувшись домой и выпив валерьянки, вы вносите информацию в данную базу (разумеется, не голословно), подтверждая случившееся фактами, а также райдером, где указано, что вы действительно были в таком то городе и таком то месте. И описываете ситуацию. Кто кинул, когда и на какой процент. Подобная база подстёгивала бы в свою очередь клубы вести себя прилично, понимая, что данная информация станет доступной для любого артиста Украины и данный организатор вряд - ли сможет уже кого-то привезти. А вы, как артист, собираясь на гастроли, в новое для вас место перестанете обзванивать всех друзей, из клубного бизнеса наводя справки о новом заведении. Если клуб не попал в черный ящик – значит там все хорошо.
Данная идея изначально была поддержана, участниками конференции, но всё таки мы все не нашли время собраться позднее, обговорить все моменты данного проекта и его создать. За этот год ещё многие артисты попадали в подобные неприятные ситуации. Мне звонили знакомые, предупреждая о непорядочности тех или иных горе - промоутеров. И все же я думаю, что в подобном проекте есть здравый смысл, и ещё не поздно его воплотить в жизнь.
2) Самое большое кидалово в твоей карьере
За 14 лет работы, у меня было пару случаев, когда меня кидали. Один раз в начале карьеры (Северодонецк), второй раз пару лет назад (Николаев), что собственно и подстегнуло меня, работать только по 100% предоплате.
Но эти люди вряд ли смогут когда-нибудь меня пригласить.
Валерий Коршунов – промогруппа Acid Robots
1. Что на самом деле произошло с Technical Itch?
Я долго наблюдал живое обсуждение новости о том, что "украинские промоутеры кинули Technical Itch". Узнал много нового и интересного. К сожалению, не получилось ответить на одном из украинских днб-форумов, так как мой аккаунт почему-то был заблокирован, вот такая интересная игра в одни ворота. Тем не менее, удивляюсь тому, как люди верят в то, что им говорят, а думать забывают.
Я могу раскрыть секрет "чуда", каким же образом мы привезли такую звезду. Секрет простой - с этим агентом мы работаем не первый раз и даже не десятый, бывали многие проблемы и даже срывались привозы в 2 города, но мы всегда находили пути решения всех вопросов и конфликтных ситуаций. Иногда мы это делали "скрепя сердцем". Кто думает, что агентство с таким артистом как Technical Itch работает на обычных условиях, тем более во время такого долго ожидаемого тура, тот глубоко заблуждается. И, естественно, одно из условий - это предоплата большей части гонорара.
Агентство знало, что последний раз в Украине артист был 3 года назад. И знало, что Анатолий Тапольский два раза в Украину его уже "недовёз". Так что с обоих сторон внимание к качественной организации приезда было более чем большое. Рад, что полностью себя оправдала предпродажа и стикера. Вечеринку посетило не столько людей, сколько ожидалось, но тысячи мы и не ждали. Очень рад был видеть, что публика по возрасту отличалась от обычной днб вечеринки и нас посетили многие взрослые любители днб, которые давно не ходили на вечеринки.
Делать вывод, что мы "решили сэкономить на гонораре звезды", довольно поспешно. Так как благодаря чёткому промоушину мероприятия мы не ушли в минус, как бы кто не желал этого. Тем более, что вечеринки Hellfire ставят целью не наше озолочение, хотя завистники пытаются нам доказать обратное. Мы привозим неконъектурных артистов, пропагандируя своё звучание. Многих артистов мы привезли впервые, многие играли эксклюзивные сеты, живьём. Хочешь денег - вези Спора или Афродайта. У нас же свои взгляды и своя публика, сожалею, что TopDj не отслеживает другие под-стили днб, кроме мэйнстрима. И артист для данного мероприятия был выбран потому, что это эксклюзивный тур. Артиста в Украине не было 3 года, его два раза пытались привезти, продавали билеты, но не привезли, а доехал он к нам.
Нам много кто мешал в подготовке мероприятия, это и зелёные промоутеры в одну дату с нами, пытающиеся вылить на нас много всего и не по делу, имеющие бюджет в 200 евро и большие необоснованные амбиции. Очень понравилось заявление, что они нам конкуренты. Слишком разный масштаб для конкуренции. Также подливал "любимый" нашей публике диджей Лунатик, репутацию которого все знают и если бы мы кого-то хотели кинуть, мы бы спросили совета у него. А гостя поселили мы не в барак и "добирайся до аэропорта сам", а в топовую гостиницу в центре города, утром забрали, покормили и в Борисполь.
По поводу возмущения агента (Робин Каос) могу сказать, что оставшаяся сумма, которую должен был получить артист, состояла из евро и фунтов, части его гонорара и наших расчетов с агентом. Артист свою часть получил сразу, часть агента мы отправили банковским переводом в тот же день. Единственное, что я могу предположить – это то, что у нас с Робин были дела по другой дате, которая нам не подходила и которую мы обсуждали уже очень долго. Мы были в процессе поиска решения, возможно, она хотела так на нас надавить, засчитав перевод за другую дату, хотя сумма там не совпадала на порядок. Однако, подобный случай уже был.
2. Как ты считаешь, зависит ли количество посетителей от качества выступления диджея?
Если диджей постоянно выкладывается на полную, то каждый следующий раз на него будет приходить всё больше и больше людей. Если он пишет музыку и его работы выпускаются, а тем более, если выпускаются на хороших лейблах, то ему заказан путь к славе. Это в идеале. В Украине есть люди, чьи работы хорошо известны заграницей, однако, у нас публика их знает мало или не отдаёт им должного. Для наших людей, нет героя на отчизне.
Есть и те, кого хорошо продвинули, в кого вложили деньги, сделав из диджея узнаваемый в танцевальной среде бренд. Купили ему треки, которые он как бы сам написал, сделали имидж, фотосессии, написали рецензии. Хотя, что бы стать Димой Биланом танцевальной культуры в Украине, надо хоть что-то иметь, но у нас, как всегда, всё решают правильные связи. Ну а тот, кто гнёт свою линию в андеграунде, может завоевать уважение немногочисленной публики стиля, в котором он играет...
Украине ещё далеко до диджея-звезды некоммерческой музыки, а соответственно, как бы ни старался андеграунд-деятель, будучи только диджеем, много людей не соберёт.
3. Как ты считаешь, в каком случае диджею не стоит выплачивать гонорар?
Если диджей в грубой форме нарушил оговоренные с ним раннее условия, а также сделал что-то неадекватное. Например, "потерялся" и не успел доехать до вечеринки, из-за чего пропустил своё время или напился и, по мнению организатора, не в состоянии качественно отыграть свой сет. С диджеем, имеющим достаточный опыт, такого не происходит никогда. Зарубежные артисты, как правило, ведут себя очень дружелюбно и адекватно. Они любят украинскую публику за её открытость и с радостью ожидают встречу с ней на танцполе.
Такого рода проблемы – это удел наших диджеев, которые стали известны у себя в селе/городе/классе/компании и считают, что имеют право на завышенные требования, из-за чего ведут себя вызывающе и несерьёзно.
Промоутер старается сделать всё, чтобы вечеринка прошла удачно, поэтому изначально настроен на неконфликтное разрешение проблем. Так что, если диджей не получил договоренную оплату, значит накуролесить он успел с головой...
4. Диджеи, которым когда-то незаплатили винят промоутеров во всех грехах. А в твоей практике были случаи когда диджеи кидали промоутеров?
Был случай, когда диджей из другого города, заявленный в лайн-апе вечеринки, не доехал до неё. Дружелюбно уверяя, что встречать его не надо, так как его встретят старые друзья, которые теперь живут в Киеве, он не преминул обмыть с ними свой "звёздный" приезд в Киев так, что поднял трубку своего телефона только тогда, когда должен был уже стоять за пультом. Удивившись, что его время недолго пустовало, он разозлился и заявил, что много людей с его города приехало поддержать его, а мы его подставили перед ними. Однако, на просьбу приехать и пообщаться, ответил отказом.
Промоутер получает все шишки, так как любой форс-мажор это проблема его, а не диджеев, посетителей или администрации заведения. Однако есть моменты, когда организатор бессилен. Клуб не будет выгонять своего звукорежиссёра, если тот опоздал на саунд-чек на полтора часа, тем самым запоров начало мероприятия. Или если забыли открыть на полную вентиляцию, а инженер уехал и почему-то только он знает, как там включаются вытяжки и почему-то ключи от шкафчика с заветными кнопками у него с собой. Если пиво закончилось в полночь или милиция приехала под вход на вызов и намекает, что ей тоже хочется кушать, а клуб переводит стрелки на организатора... Могу сказать в каких клубах, что из этого бывало.
Диджей может доставить проблем промоутеру только тем, что начнёт оттягивать на себя внимание и заставить организатора тратить силы и время на себя, а не на решение насущных вопросов, которых всегда и так полно. Напрямую диджей может кинуть организатора, если получена предоплата, а сет не сыгран. А так как разговор о предоплате заходит с именитыми артистами, то там и уровень более серьёзный. Люди, нацеленные на успех, нацелены на сотрудничество, а, значит, всегда есть пути разрешения любых вопросов. Проблемы, если и возникают, то в основном с амбициозными новичками.
5. Самые крупные вечеринки, которые ты организовывал?
Серии вечеринок Hellfire, в частности "Hellfire 3, Junglemassive Birthday. Три зарубежных гостя, эксклюзивный бэк ту бэк Audio и Meth(The Sect), впервые в Украине побывал Cooh, звезда европейского драм энд бейса, а также все топовые украинские днб-диджеи.