Краткая ИстоРия Turntablism"a в вопросах и ответах
1. - ЧТО ТАКОЕ TURNTABLISM?
Термин "Turntablism" был впервые применен в 1995 году DJ Babu (Beat Junkies) для того, чтобы описать ту форму музыки, которую применяли Djs в Hip-Hop . В одном из интервью в 1996 году Babu сказал:
"На мой взгляд, Turntablist - человек, который использует вертушки не для того, чтобы просто играть пластинки, а для того, чтобы манипулировать звуком и создавать музыку." (Интервью с Christo Macias, Palo Alto, CA, май 1996.)
The International Turntablism Federation (ITF), коллектив лучших Turntablists мира считают подобно Dj Babu:
"Turntablist- человек, который использует проигрыватели, как компоненты для создания музыки и как иструмент, играющий музыку." (Official ITF Newsletter, 1996.)
2. - КАК ПОЯВИЛСЯ TURNTABLISM?
Turntablism вышел из Hip-Hop ди джеинга, если быть точным - из "battle" DJ культуры. Хотя Turntablism имеет довольно недавнюю историю, его корни идут именно от Хип-хопа.
Проигрыватель и Hip-Hop всегда были связаны друг с другом. Kool Herc (a.k.a. Clive Campbell) помог родится Hip-Hop в 1973 году, когда начал использовать два проигрывателя и две копии одного и того же трека для миксов.Именно это событие дала толчок B-Boys и MCs для дальнейшего развития Hip-Hop.
Уже в 1977 году, Hip-Hop пионеры, такие как - Grandmaster Flash и Afrika Bambaata начали устраивать battlы в местных дансингах и парках. В то время именно Battlы привлекали в дансиги огромное количество людей.
Но также в 1977 году, Grand Wizard Theodore навсегда изменил DJ культуру, придумав "scratch".
"Я только пришел домой.......Мне тогда было где то 13-14 лет и моя мама постучала в дверь моей комнаты.Поэтому я остановил музыку, она зашла и начала что то мне говорить. В то же время я машинально продолжал держать пластинку рукой и водить ее вперед-назад. Мама мне все говорила и говорила, а у меня в голове промелькнула мысль- "Эй.. это звучит действительно хорошо". Так что я продолжал заниматься этим...и это стало scratch." (Grand Wizard Theodore, Battle Soundsdocumentary.)
До тех пор, пока scratching был составной частью old-skool Hip-Hop культуры culture, он не был мейнстримовой культурой. Но - в 1983 году легендарный джазовый музыкант Herbie Hancock попросил сделать scratch на свою песню "Rockit" не менее легендарного Zulu DJ Grandmixer D.S.T. После этого многие Djz поняли, что могут быть и музыкантами.....Путь был проложен.
"Если вы послушаете "Rockit" Herrbie Hancock сегодня, то вам станет ясно, что scratches в нем являются составной частью и если их оттуда убрать, то явно слышно, что чего то не хватает. Я всегда знал, что проигрыватель - это музыкальный инструмент. Но кому то надо было первым доказать это. " (Rob Swift, Interviewed by Bevan Jee, Bomb Australia, 1997.)
Scratching глубоко повлиял на Hip Hop и Rap в 80-х, тогда это была уже очень успешная коммерческая музыка и начал развиваться в новые формы.Transforming - разработанный Jazzy Jeff и Cash Money очень повлиял на scratch тех лет и добавил в него много новых элементов. При очень быстром перемещении фейдера - звуки могли быть "раздроблены с новыми синкопированными элементами" (послушайте Cash Money's сет на DMC World Battle в 1988 году).
"Chirping" был еще одним видом scratch, разроботанный в 80 -ых и до сих пор являющийся очень популярным из за очень rapid-fire звука.
New scratches были разработаны в начале - середине 90-ых, и послужили основой для новой школы scratch. Основными видами стали "flare" - разработанный DJ Flare, "crab" - разработали в 1996 году Q-Bert и Disk и "tweak", которой считается одним из лучших scratch эффектов в арсенале Mixmaster Mike.
Наряду со scratching появляется и второй компонент Turntablism, названный beat juggling, который придумал Steve D и вперые показал всей DJ community на New Music Seminar (NMS).
DJ Yoshi из Японии принял самое деятельное участие в разработке еще одного вида scratch- "strobing", который был далее развит DJ Shortkut из Invisbl Skratch Piklz.
3. - TURNTABLISM И DJ BATTLE КУЛЬТУРА
Turntablism возник прежде всего из DJ "battle культуры".
Battling - это одна из основ как Hip-Hop , так и Jazz культуры. И там и там, battling помогал совершенствовать эти культуры, развивать новые формы и достигать новые торческие высоты(как это ни пафосно будет сказано).
DJ battles, такие как Clark Kent's DJ Battle for World Supremacy, продожали успешно развиваться в 80 - ых и начале 90ы х. The Disco Mix Club (DMC) в 1987 году провели первые в истории dj Battles. Правда, DMC многие и до сих пор упрекают в том, что они тупо зарабатывают деньги на Hip-Hop DJ culture.
"Вы выигрываете battle и скорее всего получите какую нибудь дешевую куртку и пару slip matов. В то время, как организатор соревнований получит кучу денег от продажи билетов на соревнования и деньги от продаж видеокассет с записью чемпионата." (Rob Swift, Subculture magazine, зима, 1996.)
Такого мнение о DMC были многие DJs, но в то же время Rob Swift признает "Да, все это было именно так, как я говорю, но все же DMC - одно из событий, дающее DJ раскрыться как творческой личности"
DMC, к примеру, открыли таки людей, как Rocksteady DJ's/FM20 (Q-Bert, Mixmaster Mike, Apollo). Rocksteady DJs, сейчас Invisbl Skratch Piklz, были одними из пионеров на DMC в 1992 году. Их battle уже сйчас можно назвать историческими - одновременно три ди-джея манипулировали пластинками.
Однако, в связи с все более и более увеличивающейся полулярностью Turntablism, такие организации, к примеру, как International Turntablism Federation (ITF), начали в полном смысле слова бороться за права ди джеев и спользуя даже политику.
4 - БУДУЩЕЕ TURNTABLISM
В наше время Turntablism продолжает развиваться все больше и больше.
Turntablists все больше и и больше сотрудничают с традиционными музыкантами, к примеру - DJ Apollo продолжает работу с джазовым саксофонистом Branford Marsalis, DJ Disk является членом футуристической рок группы Giant Robot II (GR2). Disk также сотрудничал с панками из Rancid, скретчил на песне "Junkie Man" и выступает с живыми сетами вместе со ska группой The Mudsharks.
Melo-D из the Beat Junkies работает вместе с house проектом Vibe T.V.
Новые технологические фишки все время усовершенствуют Turntablism. Q-Bert говорит:
"В будущем можно будет скретчить без игл, которые регулярно прыгают....вероятнее всего это будет вообще не игла. Это будет какой то механизм, с помощью которого можно будет извлекать звуки и даже прикасаться к ним. (Turntable Wizardry video, 1995.)
Как итог: Turntablism еще на ранних стадиях своего развития и его рост ограничен только воображением.